краевое государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение
« Школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с. Покровка »

692561, РФ, Приморский край, Октябрьский район
с.Покровка, ул.Пионерская 46





Проект при поддержке компании RU-CENTER
Адаптация первоклассника к школе
Добавлен: 27 Декабря 2017 г.

Адаптация первоклассника к школе

Закончилась летняя пора! От беззаботной жизни у выпускников детских садов осталось только теплое и нежное воспоминание. Ведь наступил учебный год, а за ним и перемены в жизни каждого ребенка.  Начало обучения в школе — это не только новые впечатления, знакомства,  учеба. Это, прежде всего новая среда для ребенка, где ему  необходимо подстраиваться под новые условия деятельности, которые включают в себя умственные, физические, эмоциональные нагрузки. Чтобы привыкнуть к условиям новой среды, каждому ребёнку необходимо определенное время — и это не две недели и даже не месяц. Первичная адаптация к школе продолжается от 3 до 6 месяцев.

Что же это за период? Наиболее значимыми показателями готовности к школе считается - адаптация, или приспособление к новым условиям. Это очень ответственный  и важный  период в жизни первоклассника. Меняется практически вся жизнь ребёнка, его желания, интересы, общение с взрослыми и сверстниками. Сам процесс адаптации и его продолжительность зависит от особенностей нервной системы ребенка, его характера, темперамента, степени готовности к школе, достаточно ли ребенок социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества.

Большинство родителей считаю, что научив своего ребенка писать, читать и считать до ста, они хорошо подготовили его ребенка к школе, и у него не будет там никаких трудностей. Но когда родители сталкиваются с первым нежеланием ребенка посещать  школу, они пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, их ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал отличные результаты и вдруг, вы узнаете, что и в школе не без проблем. 

Что происходит? А происходи то, что при поступлении в школу  у ребенка коренным образом меняются условия деятельности, где ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В простых формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольникам, но для них она носила второстепенный характер, так как в детском саду ведущей выступала игра.

Неудачи в учебе, плохие отношения со сверстниками приводят к напряженному состоянию нервной системы, у ребенка падает уверенность в себе, и повышается тревожность, что и ведет к школьной дезадаптации. Где под школьной дезадаптацией понимается совокупность несколько признаков, которые свидетельствуют о наличии отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению  знаниями и умениями, навыками активного общения, другими словами - это нарушение системы отношений ребенка с собой и с миром.

Как помочь своему ребенку?

Если вы замечаете у своего ребенка такие признаки, как: слезливость, усталость, обидчивость, утомлённый внешний вид, негативное отношение в адрес школы, учителя, одноклассников, постоянные жалобы на плохое самочувствие, то, скорее всего ему сложно приспособиться к новым условиям жизни,  и ему необходима ваша помощь. Довольно часто, сами родители по незнанию усложняют жизнь первоклассника, когда загружают свободное время новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам), здесь лучше оставить то, что ребенок хорошо умеет и давно знает.

Заставляя подолгу сидеть за уроками, вы можете отбить охоту к учебе у своего ребенка. Самое главное в это период, не переусердствовать в выполнении домашних  заданий.  Не нужно заставлять по часу сидеть и вырисовывать палочки, крючочки. Количество не всегда переходит в качество. Помните: Дети в возрасте 6-7лет должны заниматься не более 30 минут, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Можно сделать вместе с ребенком физкультминутку или дать посмотреть любимый мультфильм.

Для ребенка в это период очень важна поддержка родителей, дайте ребенку уверенность  в свои силы, помогите ему поверить в себя и в свои возможности. Проявите интерес, что происходит в школе. Очень полезно ребенка просто послушать.

Ни в коем случае не критикуйте своего первоклассника, даже если он медленно считает, плохо пишет, где то неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только повысит тревожность и усилит его проблемы. Если вы считаете нужным сделать какое либо замечание, то лучше это сделать наедине с ребенком дома.

Постарайтесь учитывать темперамент и характер своего дитя в период адаптации к школьному обучению. Медлительному ребенку сложно привыкать к школьному ритму, а активному тяжело долго сидеть на одном месте и внимательно слушать.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Например: Пятя, лучше выполнил задание, чем ты. Это может привести  к зависти и падению самооценки. Так же не нужно ставить своего ребенка на пьедестал и говорить что он лучше всех. Это может  привести к повышенной гордости.  Правильно будет говорить своему ребенку, что он лучше всех именно для вас. Например: Для МЕНЯ ты лучше всех справился с этим заданием.  Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

Ну и конечно необходимо поощрять своего дитя. Любое ваше слово поддержки поможет ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

Не пропустите первые трудности в обучении.  Старайтесь обращать внимание на любые затруднения,  особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо легче  решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно сами никуда не уйдут.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт со сверстником или учителем по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальником на работе. 

Успех адаптации в школе во многом зависит от вас родители, а учитель и психолог вам обязательно  помогут!

                                                  

Мария Шеломенцева

Педагог – психолог

 Покровской школы – интернат

5.09.2017

 




Ресурсы интернет:

2024 КГОБУ « Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка »

версия для слабовидящих