Адаптация первоклассника к школе
Закончилась летняя пора! От беззаботной жизни у выпускников детских садов осталось только теплое и нежное воспоминание. Ведь наступил учебный год, а за ним и перемены в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе — это не только новые впечатления, знакомства, учеба. Это, прежде всего новая среда для ребенка, где ему необходимо подстраиваться под новые условия деятельности, которые включают в себя умственные, физические, эмоциональные нагрузки. Чтобы привыкнуть к условиям новой среды, каждому ребёнку необходимо определенное время — и это не две недели и даже не месяц. Первичная адаптация к школе продолжается от 3 до 6 месяцев.
Что же это за период? Наиболее значимыми показателями готовности к школе считается - адаптация, или приспособление к новым условиям. Это очень ответственный и важный период в жизни первоклассника. Меняется практически вся жизнь ребёнка, его желания, интересы, общение с взрослыми и сверстниками. Сам процесс адаптации и его продолжительность зависит от особенностей нервной системы ребенка, его характера, темперамента, степени готовности к школе, достаточно ли ребенок социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества.
Большинство родителей считаю, что научив своего ребенка писать, читать и считать до ста, они хорошо подготовили его ребенка к школе, и у него не будет там никаких трудностей. Но когда родители сталкиваются с первым нежеланием ребенка посещать школу, они пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, их ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал отличные результаты и вдруг, вы узнаете, что и в школе не без проблем.
Что происходит? А происходи то, что при поступлении в школу у ребенка коренным образом меняются условия деятельности, где ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В простых формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольникам, но для них она носила второстепенный характер, так как в детском саду ведущей выступала игра.
Неудачи в учебе, плохие отношения со сверстниками приводят к напряженному состоянию нервной системы, у ребенка падает уверенность в себе, и повышается тревожность, что и ведет к школьной дезадаптации. Где под школьной дезадаптацией понимается совокупность несколько признаков, которые свидетельствуют о наличии отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения, другими словами - это нарушение системы отношений ребенка с собой и с миром.
Как помочь своему ребенку?
Если вы замечаете у своего ребенка такие признаки, как: слезливость, усталость, обидчивость, утомлённый внешний вид, негативное отношение в адрес школы, учителя, одноклассников, постоянные жалобы на плохое самочувствие, то, скорее всего ему сложно приспособиться к новым условиям жизни, и ему необходима ваша помощь. Довольно часто, сами родители по незнанию усложняют жизнь первоклассника, когда загружают свободное время новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам), здесь лучше оставить то, что ребенок хорошо умеет и давно знает.
Заставляя подолгу сидеть за уроками, вы можете отбить охоту к учебе у своего ребенка. Самое главное в это период, не переусердствовать в выполнении домашних заданий. Не нужно заставлять по часу сидеть и вырисовывать палочки, крючочки. Количество не всегда переходит в качество. Помните: Дети в возрасте 6-7лет должны заниматься не более 30 минут, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Можно сделать вместе с ребенком физкультминутку или дать посмотреть любимый мультфильм.
Для ребенка в это период очень важна поддержка родителей, дайте ребенку уверенность в свои силы, помогите ему поверить в себя и в свои возможности. Проявите интерес, что происходит в школе. Очень полезно ребенка просто послушать.
Ни в коем случае не критикуйте своего первоклассника, даже если он медленно считает, плохо пишет, где то неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только повысит тревожность и усилит его проблемы. Если вы считаете нужным сделать какое либо замечание, то лучше это сделать наедине с ребенком дома.
Постарайтесь учитывать темперамент и характер своего дитя в период адаптации к школьному обучению. Медлительному ребенку сложно привыкать к школьному ритму, а активному тяжело долго сидеть на одном месте и внимательно слушать.
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Например: Пятя, лучше выполнил задание, чем ты. Это может привести к зависти и падению самооценки. Так же не нужно ставить своего ребенка на пьедестал и говорить что он лучше всех. Это может привести к повышенной гордости. Правильно будет говорить своему ребенку, что он лучше всех именно для вас. Например: Для МЕНЯ ты лучше всех справился с этим заданием. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
Ну и конечно необходимо поощрять своего дитя. Любое ваше слово поддержки поможет ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
Не пропустите первые трудности в обучении. Старайтесь обращать внимание на любые затруднения, особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо легче решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно сами никуда не уйдут.
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт со сверстником или учителем по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальником на работе.
Успех адаптации в школе во многом зависит от вас родители, а учитель и психолог вам обязательно помогут!
Мария Шеломенцева
Педагог – психолог
Покровской школы – интернат
5.09.2017
|